На сегодняшний день общество должно принять на себя серьезный вызов – создать здоровую среду для каждого ребенка / подростка, воспитать поколение, способное отстаивать гуманные отношения между людьми. К сожалению, среди детей и подростков остается распространенными высокий уровень алкоголизма, употребления табачных изделий, наркотических средств и психотропных веществ, агрессии, депрессии, некомпетентности в интимных отношениях. В зоне риска остаются дети из социальных групп, склонных к девиантному поведению, которым нужно интегрироваться в общество, а сейчас они находится только на пороге развития эмпатии и навыков толерантности к людям.
Актуальность этого вопроса подкреплена ростом числа таких детей. Пособие по данной программе создано на основании многолетнего опыта преподавания в школах и работы с детьми. Оригинальность программы в том, что в нее включены практические советы по диагностике и коррекции поведения детей и подростков, опыт преподавателей в соответствии с потребностями общества, где почти каждый учитель / учительница может получить базовые знания по коррекционной педагогике.
Учебно-методическое пособие обеспечивает обязательные требования государственных образовательных стандартов. Именно поэтому авторский коллектив учебно-методического пособия «Формирование навыков безопасного поведения у детей и подростков, причины и пути решения проблем, вызванных кризисными явлениями» более двадцати лет модернизирует этот курс занятий для учебных заведений, ставит целью помочь подрастающему поколению найти ответы на острые вопросы: как выбрать лучший способ поведения в конкретной ситуации и скорректировать свое отношение к определенным жизненным обстоятельствам, включает в себя развивающую, воспитательную, целостную, действенную, коммуникативную, самообразовательную, творческую и оздоровительную направленность.
Учебно-методическое пособие разработано Всеукраинским культурно-просветительским центром «Новая жизнь» с целью создания основных компетенций по формированию безопасного поведения и путей решения проблем, вызванных кризисными явлениями среди детей и подростков, а также для работы с детьми, которые находятся в группе социального риска и склонных к девиантному поведению.
Учебно-методическое пособие является вспомогательным материалом для педагогов: психологов, социальных педагогов, коррекционных педагогов, ассистентов учителей, руководителей кружков и родителей, прошедших обучение по данной программе и тому подобное.
Учебно-методическое пособие «Формирование безопасного поведения у детей и подростков, причины и пути решения проблем, вызванных кризисными явлениями» может быть использован как дополнительный материал при проведении воспитательных часов, тренингов, лагерей и кружков во внешкольном пространстве.
СОДЕРЖАНИЕ ПОСОБИЯ
Часть I.
Раздел I. Развитие человека и препятствия на пути здорового образа жизни.
Занятие №1. Особенности подросткового возраста.
Занятие №2. Как можно познавать и понимать себя.
Занятия №3. Как улучшить отношения с окружающими.
Занятие №4. Чем отличается рискованное поведение от обычного.
Занятие №5. Как относиться к табакокурению.
Занятие №6. Что надо знать об алкоголизме.
Занятие №7. В чем опасность наркомании.
Раздел II. Преимущества и недостатки социальных связей.
Занятие №1. Что ты знаешь о дружбе.
Занятие №2. Буллинг. Как отличить буллинг от обычных шуток.
ЧАСТЬ II.
Раздел I. Положительные и отрицательные социальные явления.
Занятие №1. Что такое толерантность.
Занятие №2. Мы все разные – мы все равны.
Занятия №3. Для чего развивать эмоциональный интеллект.
Занятие №4. Агрессия, депрессия, суицид – как противостоять.
Занятие №5. Безопасность в Интернете, что такое секстинг, груминг.
Раздел II. Положительные направления в жизни.
Занятие №1. Ответственность: зачем она нужна?
Занятие №2. Что такое интимные отношения.
Занятия №3. Выбор профессии.
Занятие №4. Зачем нужна финансовая грамотность.
Занятие №5. Тайм менеджмент.
ЧАСТЬ III.
Раздел I. Особенности альтернативного поведения.
Занятие №1. Критическое мышление и жизненная необходимость.
Занятие №2. Пирсинг и татуировки: за и против.
Занятия №3. Культура и расстройства пищевого поведения, часть 1.
Занятия №3. Культура и расстройства пищевого поведения, часть 2.
Раздел II. Тренинги для взрослых, инклюзивное образование, особенности жизнедеятельности.
Тренинг №1. Личность и ее границы.
Тренинг №2. Раздражение, злость, гнев – мифы и реальность.
Тренинг №3. Личность и ее идентичность.
Тренинг №4. Дети из групп риска.
Тренинг №5. Что такое гиперактивность у детей (СДВГ).
Тренинг №6. Расстройство дефицита внимания с гиперактивностью у подростков.
Тренинг №7. Что такое минимальная мозговая дисфункция у детей.
Тренинг №8. Эмоционально неуравновешенные дети с расстройствами поведения.
Тренинг №9. Проявления тревожности у детей и подростков.
Раздел III. Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей.
Тренинг №1. Предупреждение нарушений речи у детей средствами воспитания.
Тренинг №2. Инновационные логопедические технологии в коррекционной работе.
Тренинг №3. Коррекция речевых нарушений у детей.
Тренинг №4. Развитие двигательной активности учащихся.